Вышивка на национальной одежде


Опубликовано: 23.09.2017, 06:20/ Просмотров: 558

 

 

Обложка книги И. Степановой Встречи с марийской вышивкой. Йошкар-Ола, 2005гИскусство вышивки - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это - типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Вышивке как самому распространенному и специфическому виду творческой деятельности марийских женщин по праву принадлежит ведущее место в декоре народного костюма. Она обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовывать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды.
Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая ее, в какой-то мере отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. А самое главное - свидетельствует, что вышивка формировалась в недрах местной локальной культуры и сохранила до настоящего времени традиционные техники и приемы исполнения, орнаментальные узоры и украшения.
Маритÿр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства республики. Именно в этом виде народного творчества наиболее отчетливо проявилась высокая художественная одаренность марийского народа.
Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.
Специальной литературы для обучения приемам исполнения марийской народной вышивки нет. Некоторые материалы по технике исполнения справочного характера можно найти в этнографической литературе, в искусствоведческих изданиях. Но их малый тираж, разрозненность представленных сведений затрудняют для начинающих вышивальщиц поиск информационного материала, а еще более использование ставших раритетами изданных ранее источников в процессе обучения и приобретения практических навыков.
Известно, что вышивка является широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства. Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или посредством вышивальной машины на различных тканях разной структуры цветными или бесцветными нитками, в различных техниках. У марийцев вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шелковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчету нитей основы ткани. Если вышивка была двусторонней, то ее выполняли всегда с изнанки полотна, шов велся обычно слева направо. Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одежды; она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и декоративные полотенца, другие ритуальные предметы.
Технические приемы исполнения (косая стежка, счетная гладь, набор, косая гладь и др.) предопределили стиль вышивки, расположение самого орнаментального мотива и узора в целом. Символ, орнаментальный знак (тамга), является специфическим признаком для марийской вышивки. Каждой этнической группе присуща своя орнаментация одежды, несмотря на то, что определенные схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие особенности композиционных приемов, цветовой гаммы и техники исполнения. Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от ее кроя.
Орнамент маритÿр образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения - по отсчету нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В условных знаках орнамента вышивки марийцами в прошлом фиксировались многие понятия о природе и реальной действительности, т.е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления. В любом образце вышивок было трудно найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае - свое индивидуальное решение.
Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырех цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зеленого, синего и черного. Доминирующим был красный цвет, добавочные - зеленый, синий, желтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.
Данное издание призвано восполнить пробелы в знаниях современных вышивальщиц о традиционной марийской вышивке. Материал изложен сжато. И.А. Степанова не ставила задачу ознакомить читателя со всеми особенностями вышивки, а рассматривала наиболее типичные, распространенные виды техники, назначение и содержание отдельных орнаментальных мотивов и узоров, основные принципы компоновки и расцветки узоров. В форме непринужденной беседы с читателем - во "встречах", предваряя исследовательский поиск, от простого к сложному, автор дает практические советы в процессе вышивания и изготовления одежды соответственно традиционному моделированию и современному назначению. Кроме того, каждая встреча дополнена личными впечатлениями И.А. Степановой, так как сама она является создателем современной праздничной национальной одежды, оформленной традиционной вышивкой.
Издание подобного рода не первое для И.А. Степановой. До этого ею были подготовлены и вышли в свет фотоальбом "Марий тÿр" (Марийская вышивка. Йошкар-Ола, 2000. - 13 с, ил.) и фотокалендарь на 2002-2003 гг. (Йошкар-Ола, 2002. - 25 с, ил.), в которых были представлены современные национальные платья и костюмы.
Интересен сам подход И.А. Степановой к изложению материала. В конце каждой "встречи" Ираида Александровна напрямую обращается к читателю, комментирует работу, дает советы, подталкивая его к самостоятельному творчеству. А самое главное, надеется, что читатель, освоив курс, будет пополнять и систематизировать свои знания, знакомиться с изданными ранее материалами о марийской вышивке, с самими традиционными вышитыми изделиями, а также черпать наблюдения из повседневной жизни (характерная черта марийских вышивальщиц). Таким образом она подводит к мысли, что нам, современным вышивальщицам, необходимо основательное знакомство с памятниками народного искусства для углубления профессиональных знаний. Автор пытается преодолеть стереотипы в оценке этого вида творчества, воспитать уважение к культурному наследию, побудить бережно относиться к национальному богатству наших предков.

На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства. Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную принадлежность ее владельца. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству вышивания. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое. Взрослые мастерицы передавали свое умение подрастающему поколению непосредственно при общении "мастер-ученик", используя личный опыт и наглядный пример в индивидуальном порядке. Таким образом передавалась сложная, многообразная техника вышивания, происходило философское осмысление орнамента вышивки в течение нескольких столетий.
Но история развития этого вида народного творчества не всегда шла по восходящей линии. В силу разных обстоятельств, в 30-е годы XX века традиционная вышивка стала уступать вышивке более легкого исполнения - крестом, гладью. Исчезли из обихода некоторые составные элементы национального костюма, такие как шымакш, сорока. Все меньше оставалось мастеров марийской вышивки по счету нитей ткани. Лишь в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения марийской вышивки. Возросла потребность в орнаментации костюмов именно такой вышивкой. Проведенные в г. Йошкар-Ола в 2000-2002 годах конкурсы марийского костюма явились сильным толчком к возрождению национальной одежды, орнаментированной традиционной вышивкой. Конкурсы переросли в фестиваль национальной одежды финно-угорских народов России, который прошел в г. Йошкар-Ола в 2003 году. Фестиваль предоставил возможность мастерам продемонстрировать свои лучшие проекты на федеральном уровне. Сегодня увеличивается число желающих научиться мастерству марийской вышивки среди учащихся и студентов, преподавателей школ и училищ, домохозяек. Создаются кружки и студии по вышиванию.
Перед вами книга, посвященная искусству традиционной марийской вышивки. Особенностью этого вида рукоделия является то, что в ней используются разнообразные виды техники исполнения узора. Это очень кропотливая работа. Помочь освоить ее на практике - основная задача издания.
Попутно вы найдете в тексте подробные советы из моей практики и личного опыта, которые помогут избежать ошибок и разочарований. В книге вас ожидают "встречи"-беседы автора с читателем на разные темы. Каждая "встреча" дает информацию о последовательности работы по предложенной тематике, знакомит с миропониманием древних вышивальщиц, выраженным через орнаменты вышивок. Книга построена по принципу: от простого к сложному. Рисунки, в виде разложенных по клеточкам узоров и композиций, фотографии с моделями и фрагментами вышивок, выполненные автором в течение нескольких лет, наглядно демонстрируют особенности и "стилистику" марийской вышивки. Пусть они послужат вам, всем начинающим изучать марийскую вышивку.

Национальный костюм. С чего начать?
В начале третьего тысячелетия, когда современного человека окружает мир новейшей техники, у людей повышается интерес к ручному труду, люди все больше обращают свой взор и внимание к прикладному творчеству. Процесс созидания, творения затрагивает самые тонкие струны души человека, раскрывая ее, как благоухающий цветок. Тепло рук и любовь, вложенную в изделие ручного труда, ощущают те, кто соприкасается с ним. Поэтому, надев национальный костюм, чувствуешь себя совершенно по-другому, он преображает человека. Более пятидесяти лет в XX столетии существовали народные костюмы марийцев, выполненные в облегченных вариантах. В них вместо традиционной вышивки использовались вышивка гладью, ленты, оборки. Но в настоящее время такой костюм начинает уступать традиционной одежде. Очевидно, костюм, орнаментированный маритÿр, дает именно то, чего не достает современному человеку. Любовь, вложенная мастером в изготовление платья или рубашки, подчеркивает индивидуальность владельца, оберегает своими символами. Поэтому на этой встрече мы уделим внимание особенностям создания марийского народного костюма.
Вы решили пополнить свой гардероб национальной одеждой. С чего начать? Постараемся дать ответ на этот вопрос. Рассмотрим все моменты по порядку.
1. Обратитесь к художнику. Вместе определите, каким будет наряд по его назначению. Возможно, это будет праздничный наряд, костюм делового стиля, вечерний, сценический, традиционный, стилизованный.
2. Набросайте эскиз модели на бумаге, где красным карандашом укажете места расположения вышивки на всех необходимых деталях одежды.
3. Нанесите на подготовленную ткань очертания деталей будущей модели. Желательно по этому поводу обратиться к мастеру-закройщику.
4. Отметьте себе объем работы, связанный с вышивкой. Или это будет малоорнаментированная работа, или плотно прошитая вышивка. Подберите рисунки орнаментов, композиции для каждой детали одежды.
5. На тканях деталей одежды сделайте разметку для вышивания узоров, т.е. определите рабочее поле.
6. Обметайте края отрезанных кусков ткани. Натяните деталь выкройки на пяльцы .
7. Приступайте к вышиванию.
8. Распяльте, постирайте, просушите и прогладьте все детали одежды.
9. Вышитые детали и другие выкройки передайте закройщице, швее. Сделав выкройку, для вас сошьют именно то, что вы желали.
Хочется несколько слов сказать о моделях одежды. Современная мода изменчива. Но маритÿр традиционно имеет место в современном моделировании. При создании моделей я всегда стараюсь придерживаться этого принципа, причем использую те узоры и мотивы, которые являются носителями доброй энергетики, оберега. Древний марийский орнамент украсит современное платье и костюм, подчеркнет оригинальность его владельца. Пусть он и сейчас выполняет свои традиционные функции в качестве украшения и оберега. Естественно, что такой подход к моделированию не переносит полностью в современность все традиционные функции народного костюма. В прошлом вышивку в национальной одежде использовали не только в качестве декора. "Она являлась и достаточно устойчивым признаком определения разных этнических групп марийцев (восточных, луговых и горных), была определяющей для каждого вида одежды, указывала на возраст и социальную принадлежность владельца" (Соловьева Г.И., 1990, с. 5). Владея навыками исполнения марийской вышивки, используя предлагаемые в книге орнаменты, вы всегда сможете создать костюм в традиционном варианте.

Маритÿр - оберег. Ознакомление с элементами вышивки в народном костюме
При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл, они "своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определенном явлении, связанном с добрым или злым началом" (Соловьева Г. И., 2002, с. 3).
Наша встреча на этот раз поможет ознакомиться лишь с некоторыми элементами-символами в традиционном костюме, которые своим местонахождением уже выполняют функции оберега (рис. 40). Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол - "сторож грудей", (рис. 41 - 43), что не раз отмечали исследователи марийской вышивки (Крюкова Т.А., 1951, с. 21; Соловьева Г.И., 1982, с. 19). Это наиболее архаичные композиции из дошедших до нас образцов; наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода. На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок ее состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор растительного вида - цветка или лепестков. Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла ; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.
Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры: это пондашйыртÿр - "вышивка вокруг бороды" (Соловьева Г. И., 1990, с. 14); вачÿм-балтÿр - "вышивка на плечах" (Крюкова Т.А., 1951, с. 30); тувырöрма - "знак зрелости мужчины", (Соловьева Г. И., 2002, с. 42).
Такие узоры на рубашках подчеркивали, что перед нами мужчина зрелого возраста. Давайте вместе рассмотрим построение этих символических композиций.
Пондашйыртÿр - "вышивка вокруг бороды". Вышивается на нагрудной части мужской рубашки. Вышивка как бы примыкает к острому концу основной орнаментальной композиции нагрудной вышивки. Затем образует собой несколько мелких углов и поднимается к плечам по левой и правой сторонам разреза. Плотная вышивка, украшающая грудной разрез рубашки, дополняется легкой вышивкой, в которой даются обычно только контуры.
Вачÿмбалтÿр - "вышивка на плечах". Вышивается на наплечной части передней детали мужской рубашки. Рисунок представляет собой орнамент, расположенный по диагонали и примыкающий к нагрудной вышивке в верхней ее части . Узор, напоминающий бордюрную композицию, является оберегом широких мужских плеч, крепкого тела, физической силы. Вышивают, как и пондашйыртÿр, после исполнения основного рисунка нагрудной вышивки.
Тувырöрма - "знак зрелости мужчины". Вышивается на подоле переднего полотна мужской рубашки, в центре.
Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков. По своему контуру узор состоит из трех главных элементов. Первый - центральный, изображающий мужской фаллос; два других, расположенных по разные стороны от него, - символы зрелости мужчины.
Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол "сторож спины" (Соловьева Г.И., 2002, с. 42). Само название этого узора уже говорит о его назначении - оберегать владельца рубахи со стороны спины. Размещали узор на уровне лопаток в виде розетки или зигзагообразных линий, вышитых косой стежкой.

Женские головные уборы
Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения, она указывала на возраст и на социальную принадлежность ее владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки. Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп (Соловьева Г.И., 1990, с. 24). Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".
Основная же функция, объединяющая головные уборы всех групп марийцев, заключалась в предназначении для оберега их владельцев. В этом вы убедитесь, познакомившись с узорами вышивки, которые мы с вами будем рассматривать далее.
Женщины "сорокан марий" (ныне Медведевский. Оршанский районы Республики Марий Эл) носили головной убор сорока. Такой головной убор состоит из нескольких деталей: шапочки, налобника, боковых завязок и позатыльня. Поверх сороки надевали платок, богато орнаментированный вышивкой.
Узор налобника головного убора сорока. Контурный орнамент вышиваем росписью ступенчатого варианта. Заполняем пространство орнамента косой стежкой.
Используются нитки двух цветов: красного и черного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы ощутите "рябь в глазах", т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на нее, от недобрых взглядов и сглаза. На рисунке вы видите мотив, похожий на стрелку. Их здесь два, они направлены в разные стороны от центра, как бы рассекая нежелательное воздействие постороннего взгляда.
Рассмотрим другой мотив. В центральной части композиции мы видим симметрично расположенные фигурки зайца. Здесь применяется традиционное исполнение вышивки налобника сороки. На нем обычно размещают парные фигурки птиц и животных по обе стороны от дерева (Соловьева Г.И., 1990, с. 25). В древности заяц у луговых мари считался жертвенным животным, он олицетворял легкость тела, быстроту движений. Очевидно, вышивальщицы размещали узор с таким мотивом на головном уборе, желая сохранить в себе именно эти качества.
Общим головным убором для всех этнических групп марийцев является платок -шовыч, в разной степени украшенный вышивкой. Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вÿргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.
Орнамент для оформления платка по краям. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Часто платок вышивали, вкладывая еще больший труд и умение, создавая двустороннюю вышивку. Технику исполнения двусторонней вышивки мы уже рассматривали выше на примере неширокой бордюрной композиции женского головного убора шарпан.
Узор "крест" для размещения в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома" и рассмотрим смысловую нагрузку отдельных мотивов орнамента. Квадрат в центре - это земля, дом, где ты живешь или дом твоей души. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест ее рассечет, измельчит и сведет на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон огражден мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". Эта рябь, т.е. вибрации, которые создает сама техника исполнения композиции ступенчатой росписью, оберегает владелицу платка с такой вышивкой. Возможно, вы не станете вышивать себе платок, но любая салфетка, исполненная таким узором, украсит ваш домашний уют.
Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл (ныне это Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Советский, Куженерский, Параньгинский, частично Моркинский районы). Шымакш шили из прямоугольного куска холста с конусообразным колпаком, надеваемым на голову (Соловьева Г.И., 1990, с. 29). Вышивкой заполняли колпачок и конец позатыльня.
О шымакше хочется сказать особо, чтобы лучше объяснить несомую им информацию.
Вы знаете, что традиционная марийская религия почитает духов Природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца и т.д., которые давали энергию человеку. Через определенное состояние духа и произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Им также были известны каналы притока энергии в человеческое тело. И именно на головном уборе типа шымакш марийские женщины запечатлевали такое миропонимание, марийцев.
Этот головной убор привлекал внимание многих исследователей материальной культуры марийцев своей оригинальностью и красотой вышитого шелком орнамента. Вся орнаментированная плоскость шымакша разбивается как бы на три части. "В верхней узор состоял нередко из нескольких прямоугольных розеток или полос вышивки, затем шел скомпанованный как бы самостоятельно узор средней части, сгруппированный вокруг белой не заполненной вышивкой полосы, конец позатыльня (хвост) зашивался узкими полосками, состоящими из чередующихся мотивов" (Крюкова Т.А., 1951, с. 138).

Стилизованная одежда на основе традиций народного костюма
Мы ознакомились с традиционным исполнением народного костюма на примере наиболее распространенных элементов оформления вышивкой платьев, рубашек и головных уборов. Красив, богат и оригинален народный костюм. Оформившись в древности, он обогащался, видоизменялся, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности. К сожалению, редко можно встретить национальную одежду в современной жизни, используемую в качестве повседневной одежды. Чаще ее увидишь во время праздников, обрядов, каких-то торжеств или мероприятий, связанных с национальной культурой, историей народа. Необходимо подчеркнуть важность воспитательного момента этнических традиций в одежде, как приобщения к культурным ценностям, духовному наследию своего народа. Возможно,, именно поэтому в моделировании одежды в последние годы наметилось активное использование национальных форм и мотивов. Художники-модельеры, любители народного искусства открывают все больше возможностей внедрения национальных традиций, поскольку традиционное искусство - неиссякаемый источник народной мудрости, представлений о красоте, нравственности и гармонии с окружающим миром. Костюмы, созданные в национальных традициях, не подвержены изменчивой моде, так как основываются на традициях народа.
Стилизованная одежда на основе марийских традиций в настоящее время пользуется особой популярностью у эстрадных певцов, артистов и интеллигенции. Поэтому на этой встрече хочется еще раз подчеркнуть: древний костюм и маритÿр украшают жизнь нашего современника. Любая одежда меняет внешний облик человека. А народная -дает человеку новые ощущения - легкости, радости, иногда и строгости, простора - то, что вы не испытаете в привычной нам одежде европейского стиля. Если вы еще ни разу не надевали национальный костюм, то я советую это сделать. Прочувствуйте, прислушайтесь к себе в одеянии народного костюма и головного убора. Вы оцените то, что веками ценили, любили, чем дорожили наши предшественники в народной одежде.

Материал из книги И. Степановой "Маритÿр. Встречи с марийской вышивкой". Йошкар-Ола, 2005г

 


Источник: http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/mari-tyr.htm


Закрыть ... [X]

Русская народная вышивка на льняной одежде, вышивка узора - Лавди Джефф убийца рисуем поэтапно

Вышивка на национальной одежде Вышивка на национальной одежде Вышивка на национальной одежде Вышивка на национальной одежде Вышивка на национальной одежде Вышивка на национальной одежде Вышивка на национальной одежде