Применение мастер классов для педагогов


Опубликовано: 20.09.2017, 14:44/ Просмотров: 1081

 

 Автор: Сагадеев Рашид Махмудтович

преподаватель высшей квалификационной категории

 

Место и дата написания: Архангельск, 2006 год


 

Содержание

 

1.    Введение

2.    Историческая справка

3.    Методика проведения мастер-класса

4.    Заключение

5.    Список литературы

 

  

Введение

 

   Эпиграфом к своей работе я бы взял народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

   Профессиональное мастерство   всегда   есть плод   достаточно   длительного  творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи.

  Педагог-художник — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Ему есть что сказать и хорошо, если он умеет ещё и показать, доступно объяснить различной аудитории  преподаваемый материал и свой опыт художественного творчества.

  Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация профессиональной деятельности учителя. Ещё во время обучения в университете, наиболее сильное впечатление произвели на меня уроки мастерства по живописи педагога Г. Кравченко. Его мастер - классы в аудитории при решении учебных задач (портрет, обнажённая натура и д.р.) поражали мастерством владения кистью и материалом, вдохновляли! Большую роль в становлении меня, как художника сыграли и индивидуальные мастер-классы архангельского живописца Котова Ивана Семёновича.  

   Работая в художественной школе, мне хочется передать свои знания и профессиональные навыки в изобразительном искусстве моим ученикам и коллегам. Я считаю, что наиболее эффективно, это можно сделать через живой показ, систему мастер - классов.

   Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен в следствии успешного повышения своей квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте педагога-практика. 

   Сегодня мастер-класс – является обязательной составляющей конкурсов педагогического мастерства « Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Мастер-класс это не шоу, а «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи»[1].  

 

Историческая справка

 

    Обратимся к истории методики обучения изобразительному искусству. По законам Древнего Египта сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки той или иной профессии передавались из поколения в поколение. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства, наблюдая весь процесс создания произведения от начала до конца.

     В Древней  Греции и в Эпоху Возрождения в Италии,  в период расцвета искусства, система обучения была такова – мальчика в возрасте 10 – 12 лет родители отдавали для обучения мастеру. Ребёнок с первых же дней начинал, наблюдая осваивать ремесло своего учителя, и проходил путь от ученика к подмастерью, а затем сам становился мастером.  Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, приёмы работы, начиная с перетирания красок  и заканчивая созданием художественных произведений.  Обучение изобразительному искусству, проходило прямо в мастерских художников и, было построено на практической основе непосредственного и творческого общения молодёжи с педагогом-художником.

   Проблемами обучения занимался и известный художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Он большое значение придавал личному показу при обучении рисованию. Так же Дюрер отмечал, что наилучшим методом обучения является тот, где сочетаются   научно-теоретические объяснения с наглядной демонстрацией процесса. Альбрехт Дюрер писал «Никто не должен стыдиться учиться»[2], так как познать все тайны искусства очень сложно, поэтому художнику надо всё время учиться и совершенствоваться, каким бы высоким мастерством он не овладел.

   Деятельность прославленного художника и педагога Питера Паулса Рубенса (1577 – 1640) была связана с методикой преподавания рисунка. Обучая рисунку, Рубенс  старался наглядно показать тот или иной приём работы, технические возможности материала, конструктивную применение закономерность строения формы. Поправляя ученику рисунок, он сопровождал работу ясными и подробными пояснениями.

   Методика преподавания с тех времён претерпела  много изменений, были кризисы и были периоды подъёма, но такой приём обучения, как мастер-класс всегда был эффективен и имел своих сторонников. Сегодня мастер-класс широко используется в системе дополнительного образования. Он актуален при обучении в детской художественной школе, на всех этапах обучения. Наиболее широко он используется в Московской школе акварели Сергея Андрияки, где практически каждый урок это мастер-класс по работе акварелью. Им разработана специальная методика, основу которой, составляет то, что все задания даваемые ученикам, выполняются параллельно с педагогом. Художник-преподаватель  на личном примере, методично показывает всю последовательность ведения работы. Сам Андрияка также регулярно проводит мастер-классы для коллектива педагогов своей школы. Кроме того, в этом заведении можно приобрести видеоматериалы по работе акварелью, как самого  известного акварелиста С. Андрияки, так и его учеников, преподавателей школы. 

 
Методика проведения мастер-класса

 

   Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора.

   Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя.

   Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Участникам мастер - класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя. Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель».  Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

   Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:

  • обзор актуальных проблем  в системе обучения предмету (рисунок, живопись, методика обучения учащихся определённого возраста и т.п.);
  • различные приемы, тонкости и нюансы использования художественных материалов ; 
  • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
  • инновационные моменты деятельности;
  • авторские программы, методы и их применение на практике.

В ходе мастер – класса для преподавателей, участники :

  • изучают разработки по теме мастер – класса ;
  •  участвуют в обсуждении полученных результатов;
  •   задают вопросы, получают консультации;

К особенностям проведения  мастер - классов при обучении в ДХШ и художественном отделении ДШИ можно отнести:

  • привлечение для занятий опытных художников-педагогов;
  • участие учащихся  и преподавателя одновременно в мастер - классах;
  • специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного проведения мастер - классов.

 

Мастер-классы в системе обучения изобразительной деятельности возможно классифицировать следующим образом:

1.     по степени присутствия:

-       дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная         трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);

-       с личным присутствием художника-педагога.

2.     по составу аудитории:

-       для педагогов;

-       для учащихся;

-       смешанная группа (педагог и учащийся).

3.     по месту проведения:

-       аудитория (класс);

-       в мастерской художника, в музее, на выставке;

-       на пленере.

4.     по охвату аудитории:

-       индивидуальные;

-       групповые (одновозрастные, разновозрастные)

 

Разберём на примерах:

Пример 1. 

Групповой мастер-класс для преподавателей и учащихся ДХШ. Данный мастер-класс проводился по теме «Архитектурный пейзаж». Преподаватель во время проведения мастер-класс показывал поэтапное  выполнение работы акварелью. Учащиеся выполнили этюд совместно с ведущим мастер-класс.

 

Пример 2.

Мастер- класс по металопластике в аудитории и являлся групповым. Данный мастер-класс был проведён в ноябре 2005 года, для учащихся средней школы в Австралии.  Учащиеся знакомились с новым конструкционным материалом  -- мягкой металлической проволокой и по окончании мастер-класса, выполнили творческую работу. Работы выполнялись каждым участником индивидуально, под руководством ведущего.

 

 

         Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое. Но в тоже время планирование и проведение мастер - класса  подчиняется логическому построению  :

1.     Классическая схема организации мастер класса:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть (отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых практических навыков)
  • Рефлексия (рекомендации для практической деятельности, ответы на вопросы).

2.     Мастер-класс по знакомству с художественным материалом, новыми техниками и приёмами работы.

  • объявление темы, целей и задач;
  • организация рабочего места;
  • рассказ о материале и технике выполнения задания;
  • показ образцов работ выполненных ранее;
  • поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;
  • подведение итогов

 3.     Мастер класс для педагогов-коллег, знакомство с новой программой, методикой преподавания.

  • объявление темы, целей и задач;
  • организация рабочего места;
  • рассказ о программе и новой методике преподавания;
  • показ  работ, по теме мастер - класса, выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;
  • ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для учащихся с комментариями).

 Заключение

    Данная работа обобщает мой личный 25-летний педагогический опыт и опыт работы с учащимися преподавателей Детской художественной школы №1 города Архангельска. Я регулярно провожу мастер - классы, для учащихся своего класса, педагогов школы, наблюдаю за аналогичными мероприятиями коллег.

   Я провёл большое количество мастер-классов по работе с традиционными живописными и графическими материалами, а так же по лёдовой, снежной, огненной и песчаной скульптуре, металлопластике для  различных слушателей в разных городах России и за рубежом (Швеция, Германия, Австралия, Норвегия) на английском языке.

 

 

   Мастер-класс все шире используется в образовательном процессе, как оригинальный метод обучения. Большим плюсом при проведении мастер -класса будут, представленные  педагогом письменно оформленные программы, методические разработки, иллюстративные материалы. Наличие этих материалов  позволит участникам мастер - класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.

   Принимая во внимание историческое наследие в методике обучения изобразительному искусству, мастер-класс всегда будет актуален и востребован.  

Список литературы

 

1.     Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.

2.     Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-ов. – 2-е изд., доп. перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с., ил.

3.     Ростовцев Н.Н.Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. – 288 с., 193 ил.

4.     Русских  Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3.

5.     Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? - «Народное образование», 1998, № 7-8.

 

 


Источник: http://www.arhdhs1.ru/p22aa1.html


Закрыть ... [X]

Технология проведения мастер-класса - Школа успешного учителя Сшить юбку с запахом с выкройками

Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов Применение мастер классов для педагогов