Мастер класс на тайм менеджмент


Опубликовано: 17.09.2017, 18:18/ Просмотров: 952

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №51»

Города Бийска, Алтайского края

Сценарий мастер – класса для педагогов

«Тайм-менеджмент в работе  воспитателя как организатора педагогического процесса»

подготовила

старший воспитатель

Яковлева Светлана Николаевна

г. Бийск
2015

Цель: Трансляция опыта  педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя.

Задачи:

  1. Предупредить возможные затруднения в работе молодых специалистов, акцентировать внимание опытных коллег на факторах препятствующих эффективности профессиональной деятельности.
  2. Познакомить с базовыми понятиями тайм – менеджмента, как отрасли науки управления.
  3. Совершенствовать аналитические умения педагогов.

Приемы работы

Содержание деятельности мастера

Установление контакта, приветствие участников

Заполнение оценочного листа (приложение 1)

Упражнение «Пирог»

Рефлексия

- Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Яковлева Светлана Николаевна. Я старший воспитатель детского сада №51 города Бийска, Алтайского края.  Хочу познакомиться  с Вами – ведь Вы, наверняка, успешные специалисты, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей, с братьями нашими меньшими. Да? Все верно? Тогда можно Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так…

- Итак, тема нашей встречи «Тайм – менеджмент в работе  воспитателя как организатора  педагогического процесса» Я уверена, что у нас все получится. Да? Ну что ж, тогда начинаем.

- Я предлагаю Вам поработать с оценочным листом, заполните его первую часть.

- Что для вас тайм – менеджмент, что вы написали?

- А теперь, чтобы убедить Вас об актуальности и значимости Тайм – менеджмента на сегодняшний день, я предлагаю Вам выполнить упражнение «Пирог».

Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.

- Стоит ли растрачивать время в пустую?

Теория вопроса

Упражнение «Пирамида успеха»

(приложение 2)

Рефлексия

Заполнение «Матрицы Эйзенхауэра»

(приложение 3)

Рефлексия

Упражнение «Определяем своих «лягушек»

Упражнение «Делим «Слона»

- Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходите Вы.

Время – это  ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается  около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» - теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем.

- Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Вы все  воспитатели. На качество образовательной работы  влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для  воспитателя важно уметь организовывать себя, обладать умением самоорганизации.  Самоорганизация – дело, конечно, не простое. Но ради тех замечательных результатов, которые она приносит, ею стоит заняться.

- Чтобы узнать, как эффективно организовывать свое время, давайте разберемся, что же такое тайм – менеджмент (ТМ).  Тайм – менеджмент – искусство эффективной организации времени. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.

Сегодня мы остановимся на некоторых критериях – это целеполагание, расстановка приоритетов и планирование.

- Итак целеполагание. Хочется начать со слов Луция Сенека «Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным»

- Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, чего мы хотим. Только наличие четкой цели дает возможность достигнуть многого.    – Не спешите сразу браться за глобальное – начните с того, что сформулируйте главные цели вашей профессиональной жизни, исходя из них определите долгосрочные цели на ближайшие 5-10 лет, определите 4 главные цели в год, затем определите цель на 1 месяц. И то, что вы делаете в течение дня, недели, месяца – приближает вас к этой крупной и далекой цели.

- Давайте попробуем выполнить упражнение по системе Бенджамина Франклина. Заполните все предложенные ступени пирамиды под названием «Успех».

- У Вас получилось, трудно было его выполнять? С какой трудностью вы столкнулись? Как Вы думаете почему?

- Следующий критерий, который я бы хотела с Вами рассмотреть, это – расстановка приоритетов.

Можно всю жизнь делать вещи правильно. Но лучше – делать правильные вещи.

Приходилось ли Вам заниматься решением какой-нибудь задачи впервые? Сколько сил и энергии уходило на то чтобы добиться хоть какого-то результата? Если Вы будете заново решать эту задачу, то отбросите большую половину дел, а делать только те, которые действительно давали результат. Заметьте: только небольшая часть всех ваших дел дает наибольший результат. Вложившись именно в эти дела, вы сэкономите массу времени.

В ТМ существует Закон Парето (Принцип Парето), который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%». В приложении к управлению временем это правило звучит так: 20% дел (и затраченного времени) дают 80% результатов, 80% дел (и затраченного времени) дают 20% результатов. Этот принцип является универсальным, и применим к любой сфере деятельности. Например: 20% информации приносят 80% знаний по данной теме, а остальные 80% только 20%. Проверьте этот принцип обязательно, проанализировав одно из своих последних дел, чтобы убедиться самому в его действительности. Поэтому примите совет: следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат и начинать с них.

Отделять главные дела от второстепенных, причем делать это быстро и правильно – очень ценное для организации времени умение. И главным помощником в этом должен стать Метод Эйзенхауэра – техника расстановки приоритетов. Он выделил следующие 4 категории ежедневных дел по критериям – важности и срочности:

Категория А: Важные и срочные

    Сюда входят все неотложные дела: аварийная и критическая ситуации, проекты с «горящим сроком», все то, что необходимо выполнить без промедления.

Не допускайте появления этих дел! Старайтесь предвидеть их появление!  

Категория Б: Важные и не срочные

    В этой группе должны быть сосредоточены дела, которые приближают Вас к цели – самые полезные задачи. Они касаются Вашего личностного развития. Сосредоточьте все Ваши усилия на делах этой категории – они принесут самую большую отдачу.

Категория В: Не важные и срочные

    Выполнение этих дел никак не приблизят Вас к достижению Вашей цели. В этой категории скапливаются самые вредные дела, которые пытаются выдать себя за дела из категории А.  Это могут быть срочные дела, не относящиеся  к вашим непосредственным обязанностям. Не принимайте  все, что надо сделать срочно – за важное. Думайте о целях!

Категория Г: Не важные и не срочные

    Как ни печально, таких дел большинство. Эта категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в Ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Однако они часто бывают интересными и даже приятными. Это может быть: разговор с друзьями по телефону в рабочее время, чаепития, игра в компьютер, просмотр сериалов и др. С делами этой категории нужно поступать жестко – вычеркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу.

- Сейчас я предлагаю вам заполнить Матрицу Эйзенхауэра.

- Что у вас получилось?  Легко ли распределить дела по приоритетам?

 - Следующий немаловажный критерий ТМ – это планирование.

Если Вы наметили цель, и убедились, что она действительно важна — надо начинать действовать. Но не вслепую — а проработав эффективный план, чтобы тратить ресурсы (время, силы, деньги) именно на то, на что нужно, и в правильный момент.

    - Воспитатель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с планированием. Планирование в ТМ может быть жестким и гибким. Жесткое — наметить четкий план, где каждое дело привязано к определенному времени, и этому плану следовать, оно  удобно в масштабах года (годовой план учреждения). Гибкое планирование удобно для плана дня. Скажем, за день нужно сделать некоторые дела — пишем список, — и в течение дня дела из списка выполняем. В какой последовательности и когда именно — решаем по ситуации. Как планировать свое время, как сочетать жесткое и гибкое планирование — решать вам.  Главное — план должен быть.

Специалисты по ТМ утверждают, что планирование высвобождает время.

- В ТМ есть интересное правило, которое называется  Правило 6 «П», оно гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. (Предлагаю  циклограмму)

Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

- Я уверена на 100%, что у каждого из здесь присутствующего есть такие дела, которые не хочется выполнять, которые влекут за собой неприятные ощущения, отнимают много сил, не интересны сами по себе и выполнение которых откладывается постоянно изо дня в день.  В общем, любое занятие, которое совсем не хочется делать, но рано или поздно выполнить его необходимо. Такие дела называются на тайм-менеджерском языке «лягушками». 

- Напишите на листке бумаги свои «лягушки», сколько вспомните в течение 1 минуты. Написали? Я Вам расскажу, что делать с лягушками по ТМ: Всё очень легко:   выписать на отдельный листок/отдельную вкладку/отдельный файл весь список лягушек и «съедать» каждое утро по одной. Вы удивитесь, но через пару недель у Вас не останется ни одной лягушки.

- А теперь я хочу остановиться на других делах, не менее неприятных. У каждого из Вас есть дела, выполнение которых пугает от большого объема,  Вы не знаете, как к ним подступиться и с чего начать. Это могут быть  написание программы, написание ППО. На тайм-менеджерском языке их называют «Слонами». Как быть со «слонами»?

Сами понимаете — проглотить целого «слона» за раз практически невозможно. Но возможно нарезать его на «бифштексы» и съесть их по-одному. Улавливаете мысль? Итак, чтобы написать программу  - нужно разбить ее на маленькие составляющие («бифштексы»).

Памятка «Правила тайм-менеджмента» (приложение 4)

Заполнение оценочного листа

Рефлексия

Притча

- Давайте подведем итог нашей встречи. Еще раз сосредоточим внимание на правилах тайм – менеджмента. Возьмите их на заметку. (читаю из презентации «Правила тайм - менеджмента»)

- Наш мастер-класс подошел к концу.

- И сейчас Вы можете заполнить вторую половину оценочного листа.

- В преддверии выходных дней, я бы хотела рассказать многим знакомую притчу.

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый из которых был не менее трёх сантиметров в диаметре. После чего профессор спросил студентов, полна ли банка?

Студенты ответили: «Да, банка полна». Тогда он взял мелкий щебень, высыпал его в банку и немного потряс её. Щебенка заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна!»

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Щебень — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться щебень и камни. И также в вашей жизни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. Удачного отдыха!

Приложение 1

До мастер – класса

  • Возникают ли у меня проблемы с распределением собственного времени?
  • Тайм – менеджмент для меня сейчас, это…

После мастер – класса

  • Тайм – менеджмент для меня сейчас, это…
  • Насколько была полезна для меня информация, полученная в ходе

мастер – класса?

Приложение 2

«Пирамида успеха»

(Бенджамин Франклин)

«УСПЕХ»

Главная цель

моей про-

фессиональной

жизни: _________

________________

________________

Что я могу сделать для её

достижения в ближай-

шие 5 лет: _________

_______________________________

Что я могу сделать для достижения этой цели

В этом году: 1.__________________________

2._____________________________________

3._____________________________________

Что я могу сделать в следующем месяце:

_____________________________________________

_____________________________________________

Для достижения моей цели, что я сделаю уже завтра:

_________________________________________________

Приложение 3

Матрица Эйзенхауэра

Дата __ноябрь 2010г.

Важные

Категория А

Срочные

Важные

Категория Б

Не срочные

Не важные

Категория В

Срочные

Не важные

Категория Г

Не срочные

Перечень дел, которые необходимо распределить по приоритетам:

  • Посещение МО;
  • Сдать табель посещаемости детей;
  • Подать заявку на конкурс;
  • Навести порядок в группе: протереть пыль, расставить книги по цвету и размеру, полить цветы;
  • Написать заявление на аттестацию;
  • Обсудить за чашкой чая последние новости;
  • Чтение методической литературы;
  • Заправить картридж у принтера.

Приложение 4

Памятка

«Правила тайм - менеджмента»

1. Записывайте план на следующий день

15 минут вечером проанализировать прошедший день и составить примерный план на завтрашний, 15 минут утром уточнить план на день — и полтора-два часа дополнительного времени благодаря планированию у нас в кармане. Планировать следующий день перед сном похвально, но, чтобы ничего не забыть, лучше все-таки записать, разграничив дела по степени важности.

2. Старайтесь выполнить большую часть запланированного в первой половине дня

Воспользуйтесь обеденным перерывом, чтобы решить свои личные дела (позвонить родственникам). На вечер оставьте минимум (покупка продуктов), ведь вам предстоит еще приготовление ужина и занятия с детьми. В повседневных домашних делах также следуйте алгоритму: готовим ужин, одновременно с этим занимаемся стиркой, ребенок в это время делает черновой вариант домашнего задания.

3.  Корзина для мусора — один из самых эффективных инструментов управления временем

 На что способна корзина для мусора? Люди, показывающие хорошие результаты, работают за чистым столом. У непродуктивных и несобранных людей на столе царит дикий хаос. Выработайте привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом. Замечено, что до 30% рабочего времени тратится на поиски нужной бумаги.

4. Слово «нет» экономит неожиданно много времени

Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.

5. Научитесь воспринимать информацию с первого раза Старайтесь улавливать суть  документов с первого прочтения. Ведь на самом деле это совсем не сложно. Всего-то и требуется, что сконцентрироваться и не отвлекаться по мелочам. То же самое касается и информации, воспринимаемой на слух. Внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят, и не переспрашивайте собеседника по нескольку раз. Этим вы сэкономите время и себе, и ему. 

6. Носите с собой блокнот

Мы никогда не можем предугадать, когда нам в голову придет прекрасная идея или внезапно мы придумаем решение какой-то проблемы. Носите с собой маленький блокнот, в который Вы сможете записывать все хорошие мысли и идеи, как только они придут к Вам в голову.

7. Нельзя перегружать память лишней информацией

Вместо того чтобы всё запоминать, обзаведитесь органайзером. Не стоит держать в уме то, что можно записать.

8. Боритесь с «Пожирателями времени»

Исключайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора, бесконечные разговоры по телефону). Специалисты выделяют около 20 видов таких пожирателей

9. Установите время посещений 

Заходят ли коллеги в ваш кабинет в любое время? Постоянно открытые двери стимулируют сотрудников к встречам и без особой надобности. Установите время посещений, и увидите, насколько быстрее станут решаться поставленные задачи.

10. Учитесь быстро переключаться с одного дела на другое

 Бывают периоды, когда отдыхать просто некогда. Но ведь и работать без перерывов тоже нельзя. Помните выражение: лучший отдых — это смена деятельности!

11. Уделяйте время себе

Каждый день уделяйте минимум времени (по 10 мин.) на себя любимую.

12. Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь

Здоровое питание, позитивное мышление и спорт – обязательны! Только в таком случае вы будете чувствовать себя хорошо, и энергии у вас хватит на много свершений в течение дня. Ведь плохое, сонливое самочувствие никогда не было помощником в делах.

13. Разработайте собственную систему мотивации и поощрений Рабочий процесс нуждается в периодической стимуляции. А ведь именно вы лучше всех знаете, чем себя поощрить. Можно сходить в кино, порадовать себя чем-то сладеньким, встретиться с друзьями, выбраться на природу и т. Д.  И, конечно же, чем сложнее работа, тем приятней должно быть вознаграждение.

 


Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/01/27/stsenariy-master-klassa-dlya-pedagogov-taym-menedzhment-v


Закрыть ... [X]

Тайм-менеджмент. Обзор мастер-класса Глеба Архангельского Netpeak Брюки широкие выкройка построение

Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент Мастер класс на тайм менеджмент