Как живопись абстрактная мастер класс


Опубликовано: 17.09.2017, 07:15/ Просмотров: 1616

ART TEACHER Цикл мастер-классов «Живопись акрилом»

Автор — Архипова Татьяна Дмитриевна, педагог ДХШ №1 имени П.П. Чистякова (г. Екатеринбург).
imgbig.php
Акриловые краски по достоинству оценили художники и просто любители. Состоят акриловые краски из трех основных компонентов: концентрированных пигментов, вязкой акриловой смолы и воды. Популярность их постоянно растет благодаря тем преимуществам, которые они имеют в сравнении с традиционными видами красок.
Универсальность акриловых красок состоит уже в том, что ими можно работать на поверхностях из различных материалов. Используются бумага, картон, холст, ткань, дерево, пластик, стекло, керамика, бетон. Краски дают яркие, чистые цвета. Они легко смешиваются, растворяются водой и быстро высыхают, образуя эластичную, несмываемую пленку, не выгорают на солнце и не тускнеют со временем. Акрил обладает хорошей кроющей способностью, т.е. закрывает цвет основания при нанесении на поверхность.
Архипова ТД ВЕЧЕР Архипова ТД ВЕЧЕР
Технические приёмы живописи акрилом разнообразны. Краски могут наноситься на поверхность кистью, мастихином, валиком, губкой, кусочком ткани и просто руками. Мазки, нанесенные кистью, могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими.
Знакомство с акрилом в данной методической разработке дается с введением новых тем для участников мастер-класса – «Абстрактная живопись» и «Формальная композиция».
Выбор направления на беспредметную композицию поможет учащимся понять, что основу любой композиции определяют принципы неизобразительных форм. В картине должны быть содержание, эмоциональная выразительность формы, пластичность, выразительность цветовых пятен. Это всё составляет образный смысл картины. В художественной практике работа с неизобразительными формами является как бы подготовкой к большой композиции. Это делается в условной манере в виде линий, штрихов, пятен, фактур. Такой формальный подход позволяет учащемуся определить смысловой центр композиции, распределить ритмическую нагрузку между составляющими частями картины, соподчинить эти ритмы главному замыслу. Таким образом, неизобразительная композиция — это композиция беспредметная, формальная. Но интересно то, что линии, штрихи, пятна и фактуры также наделены выразительностью! Иногда случайная клякса, штрих, линия возбуждают фантазию и порождают определённые образы. Тогда художник берёт карандаш и фиксирует образ на бумаге. Другой художник в подобной ситуации может создать уже абстрактную композицию из тех же пятен, линий.  Таким случайным пятном или кляксой в первом цикле мастер-классов является распечатанный на фотобумаге снимок глаза животного, птицы или рептилии, который учащимся приклеивается на холст и является отправной точкой будущей абстрактной живописной композиции.
Это задание в технике коллаж позволяет развить образно-пространственное мышление у учащегося, не сковывая его воображение и стремление к фантазированию. В ходе работы учащийся, используя новые технические приемы работы, начинает экспериментировать и открывать для себя что-то новое.
Второй цикл мастер-класса посвящен знакомству с формальной композицией, которое дает огромное количество новых форм при поиске и построении композиции, закрепляя навыки и умения работы акриловыми красками.
Схем построения беспредметной композиции много. Я опиралась на систему, описанную в трудах «Основы современной архитектуры» Якова Чернихова. В главе «Понятие о беспредметности и элементах беспредметности» он распределяет беспредметные элементы по трем разделам: композиции линейного порядка, плоскостные композиции и пространственно-конструктивные задачи. В этих разделах он также указывает на ряд элементов:
1. Линейные: прямая, ломаная, кривая, смешанные линии.
2. Плоскостные: правильные фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг), неправильные фигуры (неправильный четырехугольник, ломаные плоскости, многоугольники).
3. Пространственно-конструктивные: ломаные плоскости, прямоугольно-конструктивные, овально-конструктивные, поверхности тел вращения, тела вращения, прозрачные объемы, простейшие объемы, сложные конструктивные объемы.
Выполнение таких упражнений обогащает учащихся знаниями о формальной композиции, развивает нестандартное художественное мышление и творческие способности.
Цель методической разработки — формирование и развитие творческой личности.
Задачи методической разработки:
знакомство с акриловыми красками и техническими приемами;
изучение основных правил композиционного как живопись абстрактная мастер класс построения;
отработать на практике полученные знания;
выполнить живописные композиции «Художественный коллаж», «Город» и упражнение «Формальная композиция».
Методы и методические приемы:
устное объяснение темы и задания; показ методического пособия;
разъяснение материала с использованием виртуальной интерактивной доски;
показ технических приемов работы акриловыми красками;
индивидуальная работа с каждым учащимся;
просмотр (подведение итогов) – коллективное обсуждение выполненных работ.
Связь с предметами: декоративно-прикладная композиция, станковая композиция, живопись, история искусств.
Мухаметова Александра 16 лет УТРЕННИЙ ГОРОД Мухаметова Александра 16 лет УТРЕННИЙ ГОРОД
Тема занятия:
«Абстрактная живопись. Художественный коллаж», 8 часов
Наглядность:
репродукции художников-абстракционистов и современной живописи акрилом;
использование виртуальной интерактивной доски;
показ авторских работ преподавателя.
План урока:
организационный момент — 5 минут;
изложение материала — 25 минут;
творческое задание – 7 часов;
итог урока — 15 минут.
Ход урока:
1. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку — наличие акриловых красок, холста на картоне, кистей, палитры, мастихина, скотча, тряпки, баночки с водой и т.п.
2. Понятие «абстрактная живопись».
Абстракция — одна из  форм  искусства,  в  которой художник не стремится воспроизвести окружающий мир. Термин применим по отношению к любому произведению, которое не изображает узнаваемые  объекты,  но преимущественно используется для обозначения искусства XX века, отказавшегося от имитации реального мира.  Среди первых  художников-абстракционистов были Василий Кандинский, Пит Мондриан и Казимир Малевич.
Абстрактная живопись как явление художественного сознания совсем не новое. Только в отечественной культуре за ним — более чем столетний путь. Но от этого его язык понятней не стал. Потому что чтобы понимать язык, надо уметь на нём говорить. Абстрактные картины выглядят простыми, как будто художник сам не знал, что рисовал. Однако это далеко от истины. Абстрактная живопись может оказаться гораздо более сложной, чем картины, выполненные с натуры, потому что это не копия чего-либо. И до того, как художник взял в руки кисть, ничего подобного не существовало.
После теоретического изложения материала ведущий педагог мастер-класса знакомит учащихся с техническими приемами живописи акрилом.
Базовые принципы акриловой живописи.
Фактура акрила. Художник может добиться практически любой фактуры поверхности живописи акриловыми красками. Акрил «под акварель» воспроизводит все характерные качества акварельных красок, в то время как акриловые краски имеют густую консистенцию и от масляных часто неотличимы, могут создавать фактурную, пастозную поверхность.
Рельефная лессировка. Возможна лессировка мастихином и сухой кистью по высохшему живописному слою.
Материалы, применяемые в акриловой живописи. Кисти выбираются в зависимости от техники, которую собирается применить художник, а также от размера картины. Кисти можно использовать как мягкие (синтетические), так и жесткие, тонкие и широкие. Мастихин может полностью заменить кисть. Краска ложится толстыми неровными мазками, контрастирующими с тонким слоем нижнего цвета. Рисуют мастихином, намазывая краску на холст как масло на хлеб. Работа идёт боковой поверхностью мастихина, можно кончиком. Мастихином можно формировать рельефы из текстурной пасты. Поролоновые губки, валики, ткань и т.п. используют для создания сложной живописной поверхности. Малярный скотч используется для определения границы формы, создания ритмичных линий в живописной композиции. Рельефная акриловая паста применяется для фактурного моделирования поверхностей.
3. Учащимся раздаются небольшого размера фотографии с изображениями глаз животных, рыб, птиц, рептилий. Учащийся самостоятельно определяет место, куда будет приклеена фотография и начинает живописную работу.

Добрыгина Дарья 15 лет СОВА

Архипова Лена 14 лет ДАША

Тема занятия: «Формальная композиции», 6 часов
Наглядность:
схемы композиций по каждому из правил;
использование виртуальной интерактивной доски;
репродукции работ художников;
схемы составления поисков-эскизов композиций.
План урока:
организационный момент — 5 минут;
изложение материала- 25 минут;
творческое задание с выполнением эскизов – 5 часов;
итог урока- 15 минут.
Ход урока:
1. Приветствие учеников, проверка готовности учащихся к уроку — наличие красок, холста на картоне, кистей, палитры, мастихина, скотча, тряпки, банки с водой и т.п..
2. Понятие «Формальная композиция»
Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов (точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
В формальной композиции важны принципы и законы её построения и отсутствует  сюжет. Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Основные средства формальной композиции включают в себя формат картинной плоскости (прямоугольник, квадрат, круг и т.д.), композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, тон, цвет, фактуру, статику и динамику, открытость и замкнутость, целостность. Средствами художественной выразительности композиции является все, что необходимо для её создания, в том числе  её правила, приемы и схемы.
Мы рассмотрим самые основные схемы построения формальной композиции.
1. Линейные: прямая, ломаная, кривая, смешанные линии.
2. Плоскостные: правильные фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг), неправильные фигуры (неправильный четырехугольник, ломаные плоскости, многоугольники).
Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности построения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма, цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении. Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность. Чаще всего используются сочетания:
Прямолинейных элементов всевозможных параметров, но подчиненных какой-либо закономерности   расположения   или   начертания. Пересекаясь или врезаясь друг в друга, линии членят плоскость листа на сложные по конфигурации части. Возможно, также использование остроугольных форм и цвета.
Прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов).
Возможно использование только окружностей различной величины и криволинейных элементов.
Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью  зрительного разрушения или деформации формы. При размещении композиции на картоне необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию в формате (верх и низ композиции).
Учащимся предлагается выполнить формальную композиции, используя одну из схем построения формальной композиции.
Толченицына Анастасия 15 лет ПЁС Толченицына Анастасия 15 лет ПЁС
Итоговое занятие
Тема: Живописная композиция «Город», 8 часов
Наглядность:
использование виртуальной интерактивной доски;
репродукции работ художников.
План урока:
организационный момент — 5 минут;
изложение материала — 10 минут;
творческое задание с выполнением эскизов – 7,5 часов;
итог урока — 15 минут.
Ход урока:
1. Приветствие учеников, проверка готовности учащихся к уроку – наличие акриловых красок, холста на картоне, кистей, палитры, мастихина, валика, трафаретов, фактурной пасты, скотча, тряпки, банки с водой и т.п.
2. Живописная композиция «Город».
Учащиеся самостоятельно выполняют живописную композицию на заданную тему. Предварительно выполняют эскизы будущей композиции. Самостоятельно выбирают формат.
Подведение итогов
Учащиеся завершили задания №1,2, 3. Проводится итоговый просмотр:
Вот мы познакомились с основными техническими приемами работы акриловыми красками, познакомились с темами «абстрактная живопись», «формальная композиция» и выполнили итоговую композицию «Город». Работы получились интересные, необычные. Работы будут оформлены в рамы и примут участие в различных выставках и конкурсах.
Прохорова Софья 15 лет СИНИЙ ГОРОД Прохорова Софья 15 лет СИНИЙ ГОРОД
Список использованной литературы:
1. «Основы современной архитектуры» Чернихов Яков Георгиевич
2. «Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве» Устин В.Б.
3. «Дизайн 21 века» под ред.Ш. и П. Фиелл.
4. «Основы композиции» Голубева О. Л.
5. «Композиция: теория и практика изобразительного искусства» Паранюшкин Р. В.
6. «Формальная композиция» Чернышев О. В.
Приложение:
К методической разработке прилагаются фотографии работ учащихся Детской художественной школа №1 имени П.П. Чистякова (г. Екатеринбурга)
В ходе проведения цикла мастер – класса использовались художественные акриловые краски и фактурные пасты компании C.Kreul (Германия)

← Предыдущая запись

Следующая запись →

Похожие записи

Copyright © 2017

Яндекс.Метрика
Источник: http://art-teacher.ru/archives/2029


Закрыть ... [X]

Мастер -класс живописи маслом, декоративно-абстрактный сюжет с бабочкой Поделка подруги для 10 лет

Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс Как живопись абстрактная мастер класс